Сведение в Nuendo
Предисловие
Уважаемые читатели, начинающие исполнители, то как я свожу - не значит что Вы должны делать так же, просто мне так удобней. Вы можете записывать в любой программе и сводить так же в любой как Вам угодно.
Для того, что бы получить качественный демо трек необходимы:
1. Программа:
- Steinberg Nuendo 3 (наберите в Яндексе, я скачал с самой первой ссылки)
2. Плагины:
- Sonnox Oxford EQ Native
- Sonnox Oxford Limiter Native
- Waves Diamond Bundle 5.0
- Nomad Factory Blue Tubes Bundle VST 2.02
- AutoTuneVST
3.Обработка в Steinberg Nuendo 3
1. Создаём проект.
File > New Project > OK > Выбираем папку для сохранения проекта > OK
Перед Вами рабочая область программы, разделена на 3 столбца.
1 – эффекты, и всевозможные крутилки, регулировки громкости, панорамы, я там сам ещё не очень понимаю всего.
2 – столбец для работы с дорожками, там Вы можете добавить дорожку, дублировать, удалить её, Выключить звук дорожки и в общем управлять ей.
3 – сами дорожки со звуком, где Вы можете делать аранжировку и так же производить с ними некоторые операции.
(прошу прощения за неопытность, я в этой программе новичок, но уверяю Вас – она очень удобная для сведения)
Во втором столбце нажимаем правой кнопкой мыши и Выбираем Add Audio Track,
если Вы загружаете музыку (инструментал/минус), то Выбирайте режим Stereo, а если добавляете свой голос/капу – то Mono – режим.
И так… вот перед Вами дорожка с капой, дальше будет тупо указания какие плагины нажимать и какие данные ставить, меньше объяснений, больше циферок, но на самом деле, нужно делать всё на слух, поэтому если считаете, что-то звучит не так, то крутите крутилки и это придёт к Вам с опытом…
У меня есть сохраненная версия с уже готовыми настройками плагинов, и мне так удобней. Вот как она выглядит:
Громкость и панорама дорожек для бэк-вокала настроена так:
2.В первом столбце Выбираем Inserts и по порядку вводим плагины с настройками:
- Oxford Native EQ
На верху Вы видите полосу на которой расположены кружки, как точки на горизонтальной оси, на 20 Hz стоит серый кружок, тяните его вниз. С самого лева есть регулятор/крутилка серая такая, под кнопочкой LF, нужно удалить частоты до 80 герц и можете закрывать окошко этого плагина. До 80 герц в мужском вокале в принципе частоты «грязные шумные и мутные» так что мы их «срезаем»
- Waves > Mono > Q10-Paragraphic Mono
Микрофон пишет капу, то есть пишет звук который состоит из частот, некоторые частоты пишет хорошо, некоторые плохо, в некоторых громкость больше Выходит в некоторых меньше, нужно убрать плохие частоты. То есть гул, твердость и т.д. пробуете на всем участке делать ниже громкость, и в местах где звук от этого
стает лучше, оставляешь. Сначала надо убрать грязь всю, потом уже начинаете пробовать и подымать, в некоторых местах будете подымать и звук будет лучше ставать, добавлять голосу жирности и яркости капе.
Логичный вопрос: «я делаю тише и не понимаю.. лучше от этого капе или хуже.. это значит у меня слуха нету?»
Ответ: «Нет, ты просто ещё не привык и у тебя нет опыта, треков 5 сведешь и будет намного лучше.»
Кроме того как убрать все ненужное в капе и добавить нужное, Вы начинаете пробовать эквализировать, чтобы она слилась с минусом, и подбираете частоты при каких капа больше всего Выделяется в минусе. Эквализация это самый сложный и долгий процесс, подымать и опускать сильно не нужно, +/- 3 дБ, чтобы качество не портилось. Чем меньше меняете - тем лучше, нужно эквализировать только нужное, капа должна звучать естественно. Но эквализировать нужно – для того что бы исправить шумы и погрешности твоего микрофона.
Gain – громкость в дБ, Freq – частота
Как Вы настроите эквалайзер – Ваше дело, я сделал так как на рисунке выше.
Звук воспроизводится на частотах от 20 до 20 000 герц (слышимый диапазон для человеческого слухового аппарата), в эквалайзере мы двигаем метки (кружочки) и тем самым изменяем громкость частот в заданном диапазоне. Срезать частоту – значит сделать что бы она не звучала, то есть уменьшить ее громкость до степени тишины. В нашем случае просто опускаем в самый низ - это -18 Дб, на этом уровне частота будет заглушена полностью. Выше написано – срезать частоты в районе 3000-4000 Дб. В эквалайзере напротив значений частоты в табличке с самого права есть значение Q, что отвечает за уровень захвата частот. Чем меньше цифра – тем больше захват (т.е. тем более частот одновременно будут задействованы при передвижении метки). В районе 3000-4000 ДБ почти всегда есть дребезжащие и свистящие частоты. Здесь всё просто – делаем захват максимально узким (значение Q – 100), поднимаем громкость Gaine на максимум (+18 ДБ) и не спеша передвигаем по этому диапазону, в поисках злокачественной частоты, Вы почувствуете как звук раздражает и «режет ухо», после чего ставите громкость -18 Дб! Поздравляю – Вы срезали частоту!!! После чего каппа будет играть чище , что будет малозаметно возможно , но это есть факт)
Выше были приведены примерные советы эквализации, Вы не должны эквализировать именно так. Нужно делать все на слух, сделать капу яркой, красивой - но не теряя естественности в ее звучании.
Для дорожек с бэк-вокалом для того что бы подчеркнуть бэк-вокал эквалайзер настроен так:
- Waves > Mono > RСomp Mono
Ratio – это степень сжатия, нажмите два раза и напишите [3]
Trash – [22]
Attack –от [0.5] до [3] на слух - как лучше звучать будет, я обычно [0.5] ставлю
Release – чем больше - тем меньше слышно шум, чмок, треск. От [90] до [150]
- Waves > Mono > RDeEsser Mono
- Range - отвечает за область, я поставил [-16]
-Trash –давление на область, делаете меньше давление, опускаете треш
и давление исчезает, делается звук мутным, я сделал [-40]
-Freq – [5506]
-Type – снизу вверх
-Mode – Split
- Waves > Mono > Other > RVerb
Реверб - это комната! Есть пространство, то есть звук дабы был живым, должен звучать в пространстве если нет пространства то он звучит будто ни в чем, в космосе. Звук отбивается от "стен" и с маленькой скоростью (миллисекунды) возвращается к источнику звучания.
Reverb type - Room
Early ref. – [-25]
Reverb – [-24]
Wet/dry – [20]
- Waves > Mono > Other > S1-Shuffler
Этот плагин отвечает за расширение стереобазы, я не в курсе что это, но люди знающие подсказали и я не нашёл в нём ничего плохого для капы.
-Gain – [-2]
-Width – [0.86]
-Shuffle – [1]
-Freq – [650]
- Blue Tubes > BT Gate Limiter GL201
BT Gate Limiter GL201 я использую исключительно для дорожек с бэк-вокалом, потому что на этих дорожках много тихих мест в которых нужно убрать звук. Как я понял – этот плагин именно этим и занимается. Тишину в начале тейка или капы и в конце – я убираю ручками, в Нуендо – выделяете область, правой кнопкой мыши, Process > Silence.
-AutoTuneVST
Собственно настройки на рисунке мне дал Vood из 2D Sec. Rec. Эти настройки я применяю для припевов.
Я настроил свой микрофон и звуковую карту так что бы микрофон писал звук тихо, для того что бы не было перегрузки звука, но столкнулся с проблемой, слишком тихая капа, ничего не слышно по сути в миксе. Для того что бы исправить эту проблему есть отличный плагин. Я его настроил для всех дорожек в отдельном канале. Как это сделать? Смотри, там где ты добавлял дорожки для капы, во втором столбце нажимай правой кнопкой мыши и выбирай – Add FX Channel Track
Выбирай FX 1 и ставь для неё громкость – [3] как на рисунке:
Далее открывай вкладку Insert и добавь следующий плагин:
- Native Limiter
Лимитер устанавливает уровень громкости единый для капы.
Вы ставите громкость - Выравниваете капу с минусом на слух.
- Input - громкость капы в дБ, входящий сигнал ставьте [15]-[18] дБ
- атаку и релиз ставь как на компрессоре (Rcopm), точно такие же значения
- Soft Knee - ставите максимум на [2] (редко [2] ставлю, около [1] всегда примерно)
- Enhance - дает "приближение " капы, [30] процентов это по-моему максимум что можно ставить, вообще [20]-[23] всегда Выходит
-Output gaine - громкость исходящего, там можно понижать, я ставлю [-1] до [-1.5] это дает некое смягчение каппы
Для того что бы этот плагин работал на всех дорожках где есть капы – на этих дорожках найдите вкладку Sends и добавьте FX 1 и установите уровень громкости [0] как на рисунке:
Плагины это софт, робота которого основана на железных приборах! То есть компрессоры , эквалайзеры, лимитеры, ревербы и т.д. в профессиональных студиях не софтовые а железные. Дают очень хорошее качество, хотя и плагины неплохи при правильном обращении. Т.е. вам будет легко понять что именно нужно делать в том или ином плагине, если вы его физику работы. то есть физику работы реального прибора-эффектора!